От дворняги до куртизанки
Московский международный фестиваль завершает свою работу 28 июня. Уже показана большая часть обоих конкурсов - в частности, все российские фильмы. Ничуть не меньший ажиотаж вызывают на фестивале внеконкурсные показы. Проблема выбора встает перед зрителем буквально каждую минуту. В сегодняшний обзор мы решили включить четыре картины, представляющие разные жанры, форматы и программы.
Наступление независимых
В конкурсе "Перспективы" часто звучит словосочетание "независимый фильм", то есть сделанный вне системы крупных студий. На премьере армяно-норвежско-французской картины "Сплетенные параллели" авторы рассказали, что делали картину пять лет, порой теряя надежду на завершение проекта. Но вот завершили и показывают в Москве, а потому призывают всех "независимых" не терять надежды и бороться против "монстров" (читай: Голливуда и прочего кинематографического истеблишмента).
Что касается конкретно "Сплетенных параллелей" - связанных между собой историй норвежки, которая во время Второй мировой прячет сбежавшего из плена "русского", то есть армянина, и проживающей в Ереване в конце 1980-х учительницы математики - в споре этого фильма с "монстрами" я бы решительно поддержала последних.
Тем не менее "независимые" - важная часть современного кино, и в лучших своих проявлениях, они конечно же говорят уму и сердцу зрителя куда больше, чем очередные мастеровито сработанные "Трансформеры". Одну из таких удач представил в своей программе "8 Ѕ фильмов" Петр Шепотинник. Это "Венди и Люси" американки Келли Рейхардт.
Венди - уроженка штата Индиана двадцати с небольшим лет. Люси - ее собака, дворняжка золотисто-желтого цвета. Обе они на видавшей виды "Тойоте" отправляются на Аляску, где Венди надеется найти работу. Машина у девушки сродни той, на которой Данила Багров выехал из Нью-Йорка в Чикаго и про которую сообщил потом знаменитое: "Май кар кирдык". Тойота тоже "кирдык", денег у Венди впритык, поэтому корм для Люси она пытается украсть. Ее отправляют в участок, а за это время собака исчезает. Девушка начинает отчаянно ее разыскивать, чем и занимается оставшуюся часть фильма.
Видно, что картина снята "за три копейки": и сценарий незамысловатый, и продолжительность всего час двадцать, но за это время успеваешь понять очень многое - и про героиню, и про людей, которых она встречает, и про страну, где она живет. Для дворняги все кончается вполне благополучно. Тем не менее прокатный рейтинг картины не позволяет детям до 15 лет смотреть ее без сопровождения взрослых. Можно жестко критиковать Буша и даже недолюбливать Обаму, но все-таки страна, граждане которой уверены, что экранные поиски потерявшегося пса - переживание, слишком сильное для детей и подростков, лично у меня вызывает симпатию...
Конец прекрасной эпохи
В разделе "гала-премьеры" в тот же день показывали "Cheri" - фильм замечательного британского режиссера Стивена Фрирза ("Опасные связи", "Королева"), названный нашими прокатчиками кошмарным словом "Дорогуша".
"Сheri" - прозвище 20-летнего красавца, сына влиятельной некогда куртизанки, который заводит роман с заклятой подругой, коллегой и ровесницей своей матери. Мамашу играет Кэти Бейтс, любовницу по имени Леа - Мишель Пфайффер. Мамаша и большинство ее товарок утратили даже отблеск былой красоты. Зато Леа выглядит обворожительно - как современная голливудская звезда пятидесяти с небольшим, пользующаяся всеми достижениями косметологии.
Фильм создан по роману французской писательницы Колетт (1873-1954) и рассказывает, как обреченная на мимолетность интрижка переросла в огромное чувство, а то, что любовники оказались разделены возрастной пропастью, обернулось трагедией. О том, с каким блеском режиссер передает дух и стиль "прекрасной эпохи", как точно играют все актеры, вплоть до исполнителей микроскопических ролей, говорить излишне: Фрирз - высочайший профессионал, признанный по обе стороны океана.
Скажу лишь, что в его пересказе история Колетт приобретает дополнительное измерение. "Дорогуша" - еще и фильм о том, какое благо и счастье жить в согласии со своим возрастом. В какой-то момент толстуха-мамаша, пекущаяся о благополучии отпрыска, начинает казаться существом куда более симпатичным и даже красивым, чем охваченная страстями изысканная Леа. Не знаю, знаком ли Фрирз с пушкинским: "Блажен, кто смолоду был молод...", но кино он снял об этом.
Шизофрения по-шахназаровски
Если Фрирз был одним из "гвоздей" программы "гала-премьеры", то в основном конкурсе серьезные ожидания связывались с "Палатой № 6" Карена Шахназарова - экранизацией одной из самых известных повестей Чехова, действие которой перенесено в современность (фильм снят при участии ученика Шахназарова, молодого режиссера Александра Горновского. В главных ролях - Владимир Ильин, Алексей Вертков, Александр Панкратов-Черный, Евгений Стычкин).
Ожидания, возможно, и не совсем напрасные - во всяком случае, после пресс-показа у картины проявилось немало поклонников, в том числе писатель Дмитрий Быков, на пресс-конференции публично поздравивший режиссера с большой удачей.
Я, признаться, восторгов Быкова не разделяю. На мой взгляд, в фильме не сработал главный прием - сохранение почти в неприкосновенном виде чеховских диалогов. Да еще, пусть и исподволь, в картине постоянно указывается на время: вот у нас 2007 год на дворе, а вот уже и 2008-й наступил...
Шахназаров говорит, что ему доставляет просто физическое удовольствие прекрасная русская речь. Поэтому они со сценаристом Александром Бородянским решили оставить ее без изменений. Но, как бы ни роскошна была речь героев Чехова, это не речь современных людей. Не говорят сейчас так: и фразы строят иначе, и тот же, извините за выражение, "дискурс" в 2008-м был бы облачен совсем в иную форму. В результате современные костюмы смотрятся на персонажах как маскарадные. А уж переработка целых кусков прозы в диалоги и вовсе вызывает ощущение неловкости, хотя оправдывающий ход в картине вроде бы найден: некий репортер снимает телефильм о расположившейся в монастыре психушке и берет интервью у врачей, персонала, друзей и близких больных. В прологе фильма настоящие пациенты настоящей психиатрической клиники рассказывают в камеру о своей жизни и мечтах, и это лишь подчеркивает искусственность дальнейших конструкций.
Замысел "Палаты № 6" возник у Шахназарова в 1989-м: тогда с ним хотели работать итальянские продюсеры, а главная роль предназначалась самому Марчелло Мастроянни. Однако итальянцев не устроила идея осовременить фильм. Шахназаров и Бородянский после мучительных раздумий решили от копродукции отказаться, а многие сделанные к тому времени наработки вошли в "Цареубийцу".
Через 20 лет к замыслу вернулись, но сценарий менять не стали, хотя между 1989 и 2009 годами пролегла целая эпоха. Авторы этого будто и не заметили, что неудивительно: никакой современности в фильме нет. Так что вполне могли бы прислушаться к итальянцам и с перенесением действия в наши дни не заморачиваться. Прекрасная русская речь хуже звучать бы не стала.
izvestia.ru