Мадам де Помпадур
Жанна-Антуанетта Пуассон, маркиза де Помпадур (1721–1764), покровительница искусств и политический деятель, фаворитка Людовика XV с 1745 по 1764 год при дворе в Версале. Мадам де Помпадур, урожденная Жанна-Антуанетта Пуассон, родилась в семье Франсуа и Луизы-Меделин Пуассон в Париже. Она выросла при дворе, воспитанная своим дядей и приемным отцом Ленорманом де Тюрнехемом. Образование она получила в ордене урсулиток. Она стала профессионалкой в литературе, математике, религии, истории, искусствах и музыке, будучи аматором в рисовании и актрисой. Связи Тюрнхема с парижским обществом открыли двери для Помпадур в известные салоны мадам Марие-Терезии Жоффлен, Клодин-Александрины Герен де Тенсин и Марии-Виши-Шамрон, маркизы Дюдеффан. Происхождение Помпадур из семьи генерального откупщика, ее неблагородные корни вызвали большое возмущение, когда она прибыла Версаль. С другой стороны, ее изображают красивой и умной женщиной, на изображениях можно увидеть, что она была покровительницей Просвещения.
Помпадур вышла замуж за племянника Тюрнхема, Шарля-Гильйома д’Этуаля в 1741 году – это был прочный союз, основанный на любви. У них было двое детей: сын, родившийся в 1742 году, который в скором времени умер, и дочь, Александрина, родившаяся в 1744 году. Смерть Александрины в 1754 году от острого аппендицита и перитонита шокировала Помпадур. Женитьбы навсегда привязала ее к наследным фермерам и дальнейшие вопросы о ее финансовом достатке позднее дискредитировали ее при дворе. Тюрнхем, ведущий генеральный откупщик, учил Помпадур быть модной и давал ей уроки о самых личных сторонах Людовика XV с раннего детства, и его предчувствие по поводу королевской любовницы стало легендарным. То, что с самого начала возникло между королем и Помпадур как флирт во время прогулки на лошадях, затем ее свидание на балу-маскараде, привело к ее расходу с мужем и представлению ко двору в 1745 году. В том же году Людовик XV сделал свою новую любовницу маркизой де Помпадур, она помогала королю приятно проводить досуг около пяти лет. В 1750 году она превратилась из любовницы в подругу и оставалась при дворе еще пятнадцать лет, как самый близкий советчик и друг короля.
Огромное влияние Помпадур стало причиной высокой оценки тех, кто ею восхищался, а также постоянных укоров и зависти тех, кто шел поперек ее воли в период, когда Франция стала перед вызовами войны австрийских наследников в 1740–1748 годах, и Семилетней войны 1756–1763 годов. Восстание потомков в 1750, попытки свергнуть Людовика XV в 1757, и дебаты по поводу моральной реформы доминировали во времена влияния Помпадур с 1745 по 1764 год, равно как и антипатия ко Французской революции в 1789. Помпадур была частью этих событий, где перекрещивались культурные, политические, интеллектуальные и моральные перемены. Невзирая на то, что некоторые ученые считают ее ветреной и беспутной, ученые пришли к высокой оценке ее влиятельно натуры в истории и культуре восемнадцатого века. Помпадур играла ключевую роль в искусствен и политике, и чтобы понять изменения, которые произошли в это время, следует осознать ее роль в этом.
Как политический деятель, Помпадур принимала участие в дипломатических миссиях во время войн, вне зависимости от роли королевской любовницы. Ее связь с выдающимися командующими демонстрирует нам ее немалое вложение в дела военные. В 1756 году она была одним из первых сторонников торгового соглашения между Австрией и Францией.
Как покровительница искусств, Помпадур ввела реформы, которые в 1745 году коснулись французской академии изобразительного искусства и скульптуры, куда она назначила своих родственников: Тюрнхема и маркиза де Мариньи. От рококо и до первых шагов неоклассицизма, Помпадур пользовалась искусством как силой изменений, покровительствуя художникам и скульпторам от Франсуа Буше до Жана-Батиста Пигаля.
Она принимала интеллигентное общество в Версале и в 1762 году написала внушительный труд от лица философа Жана ле Ронд д’Алембера – одного из авторов французской энциклопедии. Идеологически ее сравнивают с физиократами, которые очень резко относились к критикам экономических, интеллигентных и культурных перемен. Взаимосвязь, которую Помпадур вывела между эстетикой и философией вдохновила ее выразить основы законов в природы в искусстве, к которому она тяготела (декоративное). Ее вклад в культуру и политику Франции был настолько значим, что в переписке философов того времени можно увидеть, что даже отчаянные противники Помпадур сожалели о ее смерти от бронхиальной астмы.