Нелли Гвайн
Нелл Гвайн, урожденная Элеонор (2 февраля 1650 - 14 ноября 1687), была одной из ранних английских актрис, получивших повсеместное признание, и долговременной любовницей короля Карла II. Сэмьюэл Пепи назвал ее «миленькой, умненькой Нелли», ее звали также живым воплощением духа английской реставрации, и считали народной героиней, так как ее история очень сильно перекликается со сказочным рассказом о Золушке. Элизабет Хоув в своей книге «Первая английская актриса» говорит, что это была самая известная актриса реставрации всех времен, чьей незыблемой основой был неподражаемый комический талант. От Карла у Нелли было двое сыновей: Карл Бюклерк (1670-1726) и Джеймс Бюклерк (1671-1680). Карл стал первым графом Барфорда, а затем герцогом Сен-Албана.
Очень мало достоверно известно о происхождении Нелли Гвайн. Ее матерью была Елена (или, возможно, Элеонора Гвайн). Современники обращались к ней как «Старая мадам Гвайн» или «просто мадам Гвайн». Согласно большинству ресурсов, отцом Нелл был Томас Гвайн, капитан роялистской армии во время английской гражданской войны.
Три города могут называться родиной Нелли Гвайн: Херефорд, Лондон (в особенности Ковент-Гарден) и Оксфорд. Что касается доказательств, то по этим трем городам они ничтожно малы. Само по себе имя Гвайн – уэльского происхождения.
В конце 1667 года Жорж Вилье, второй герцог Бекингема занял роль неофициального устроителя любовной жизни Гвайн. Его целью было дать кого-либо Карлу II, кто смог бы заменить Барбару Палмер, его постоянную любовницу и кузину Бекингема, сделав Бекингема ближе к уху короля. План Бекингема провалился, по сообщениям хроник Гвайн запросила пятьсот фунтов за год на свое содержание, и это посчитали уж слишком дорогой ценой. Однако у Бекингема были пути отступления: он параллельно занимался маневрами, чтобы устроить отношения короля с Молли Дэвис, актрисой из герцогского театра. Дэвис должна была стать основной противницей Гвайн. Некоторые анонимные авторы-сатирики того времени рассказывают выдумку о том, что при помощи своей подруги Афры Бен, Гвайн наливала сильное снотворное а чсай Дэвис, когда та собиралась идти к королю.
Роман между королем и Гвайн начался в апреле 1668 года, если хроники здесь отображают правильно: Гвайн посещала представление Георга Этереге в театре, в соседней ложе сидел король, которого в тот момент намного больше занимал флирт с Нелли, чем просмотр пьесы. Карл пригласил Нелли и ее жениха (мистера Вилье, кузина Бекингема) на ужин, вместе со своим братом Джеймсом, герцогом Йоркским. Здесь анекдот становится, чуть ли не апокрифичным: король после ужина обнаружил, что у него нет с собой денег, не оказалось денег и у его брата. Оплатить счет нужно было Гвайн. Тогда она воскликнула, повторяя манеру короля говорить, что сейчас она сидит в самой бедной компании из всех, с кем ей доводилось бывать.
Будучи перед этим любовницей Карла Харт и Карла Сэквилля, она шутливо называла короля «Карлом Третьим». К лету 1668 года роман Гвайн с королем уже был хорошо известен, но существовало немного причин, чтобы поверить – он продлиться долго. Она продолжала играть в королевском доме, и ее новая слава собирала толпы людей и заставляла писателей-драматургов создавать роли специально для нее. В июне 1668 она играла в «Вечерней любви или Лживом астрологе» Драйдена, а в июле уже в «Старой гвардии» Лэйси. Это был фарс о группе солдат-кавалеристов во времена английской гражданской войны, на основе личного опыта Лэйси. Возможно, отец Нелли Гвайн служил в том же полку, а роль, которую сыграла Гвайн, была, на самом деле, ролью ее матери. Так как ее общение с королем увеличилось, ее карьера как актрисы замедлилась, и не существует записей о пьесах с ее участием в период с января по июнь 1669 года, когда она играла Валерию в очень популярной траедии Драйдена «Любовь тирана».
У короля Карла II было достаточное число любовниц в течение всей его жизни: это были как короткие интрижки, так и долгосрочные союзы. У него также была жена, королева-консорт Екатерина из Браганзы, которая имела, в основном, чисто стратегическую позицию, будучи беременной, она не показывала никакого неудовольствия от появления у Карла новой пассии, но это отнюдь не означало, что она не блюла свою королевскую честь. Иллюстративная ситуация произошла в 1662 году после королевской свадьбы, когда возникла конфронтация между Екатериной и Барбарой Палмер, которую называли «кризисом спальни». Но заточенная в тяготеющем к Австрии дворе, страдая без всей своей свиты, большая часть которой была отправлена домой в Португалию, Екатерина согласилась со своей ролью и всем любовницам короля давалось полуофициальное положение.
В первые годы Гвайн рядом с королем существовало только небольшое соревнование за звание королевской любовницы – Барбара Палмер проигрывала ей по многим пунктам, а такие девушки, как Молли Дэвис предпочитали держаться подальше от центрового места на официальных приемах.
Нелли родила своего первого сына Карла 8 мая 1670 года. Это был седьмой сын короля от пяти разных любовниц. Несколькими месяцами позднее из Франции в Англию прибыла Луиза де Керуалль, прежде всего для того, чтобы служить фрейлиной королевы Екатерины, но она также стала другой любовницей короля. Именно она и Гвайн долгие годы были соперницами. Они были совсем разными и по характеру и по манере поведения: Луиза была гордой женщиной дворянского происхождения, привыкшей к софистике Версаля; Нелли же – скромной и вдохновленной барышней. Гвайн прозвала Луизу «Косоглазой» из-за особенности ее взгляда и «Плачущей подушкой» из-за того, что та любила всплакнуть. Их отношения не были сугубо враждебными, известно, что они хаживали друг к другу на чашечку чая или партию в карты. Выигрывала обычно Гвайн.
Гвайн вновь вернулась на сцену в 1670, в роли любовницы королевского сына. Ее возращение пришлось на «Завоевание Гранады» Драйдена, эпической поэмы в двух частях, вышедшей в декабре 1670 и январе 1671. Это была ее последняя пьеса, а 1671 год был, похоже, ее последним сезоном. Театральная карьера Гвайн продлилась семь лет и закончилась к возрасту 21 год.